Как Бразилия исправно завоевывает "Львов" в Каннах, так Румыния в последние несколько лет уверенно лидирует по числу "Барабанов", полученных в Портороже. Давая тем самым повод обозревателю Sostav.ru Владу ВАСЮХИНУ, подводя итоги очередного Golden Drum, повторить снова: это был румынский год.
Среди работ, победивших на завершившемся в минувшую пятницу 13-м GD, - серия принтов и аудиороликов для Maggi, сделанная бухарестским агентством BV McCann Erickson Romania. Слоган этой кампании - "Если бы женщины тратили меньше времени на готовку". Что бы было, спросите вы? Тогда был бы фильм не "Крестный отец", а "Крестная мать". Тогда бы книга называлась не "Тарзан", а "Джейн". Тогда бы на горе Рашмор в национальном парке в Южной Дакоте были высечены профили презедентш. И тогда бы не Монро пела Кеннеди в 1962 году со сцены "Мэдисон Сквер Гарден" "Happy Birthday to You, Mr President", а он бы поздравлял "миссис президент". В общем, если бы женщины пользовались готовыми супами Maggi и тратили меньше времени у плиты, то сделали бы феерическую карьеру во всех "мужских" сферах - от криминала и политики (аудиоролик, получивший Гран-при, называется "Черчилль", с речью там выступает Уинстон в юбке) до авантюрных похождений (что, впрочем, одно и тоже). Правда, этот message можно трактовать иначе: супчики Maggi - лучшее средство устранить с карьерной лестницы мужчин-конкурентов. Шучу.
Анализируя итоги фестиваля, так и тянет перефразировать этот румынский слоган: "Если бы российские рекламисты тратили меньше времени на свои комплексы и стереотипы!" Что бы было? Во-первых, меньше просто-таки детских и нелепых обид на то, что в последние годы их награждают не так обильно, как раньше.
То, что в финал конкурса ТВ-рекламы вышел всего один ролик из России ("Сон" для торговой марки "Рябушка"), хотя их было выставлено больше, чем другими странами; то, что в принтах в шорт-лист вообще не попал никто; то, что ни одно российское агентство не вошло в 20 (!) лучших агентств фестиваля (двадцатка формируется по количеству завоеванных наград), наверное, повод для раздражения и раздумий. Но ведь не для поиска корней "всемирного заговора" против русской рекламы!
Обсуждая в форуме один из моих фестивальных текстов, некто написал под ником "Короче": "Как всегда в Портороже от России побеждает рашен-деревяшен. Ничего другого они от нас не ждут, и видеть не хотят и никогда не пропустят. Это на заметку РР, Инстинктам и прочим ББДО, снимайте мужиков в шапках зимой, матрешек, гжель, деревни старые, в худшем случае, Кремль. Тогда будет хоть какой-то шанс победить. Делать рекламу, похожую на западную, можно, только от России, что в Каннах, что в Портороже, этого не ждут. Не нужно им этого. Это правда".
Это неправда.
Разве побеждавшая в Портороже "Всемирная история банка Империал" - "рашен деревяшен"?! Или один из лауреатов 2003 года - Leo Burnett'овский ролик "Белая линия", снятый для Chevrolet Niva? И уж тем более не подходит под это уничижительное определение прошлогодний обладатель "серебра" - ролик "Поросенок", снятый Lowe Adventa Москва по заказу Stella Artois, там вообще никакой России ни под каким видом. И это - примеры лишь из телерекламы. Среди побеждавших принтов и веб-сайтов можно найти немало образцов российской рекламы, "похожей на западную". Короче, учите историю фестиваля. И найдите мужество признать: везде и всюду побеждает хорошая реклама, способная увлечь потребителя. Смелость, свежесть, инновации. Гибкость ума. Вне зависимости от "made in".
Второе типичное заблуждение наших креативных соотечественников сформулировано во фразе "Ничего другого они от нас не ждут, и видеть не хотят и никогда не пропустят". Какая наивность!
Кто эти мифические "они"? Члены жюри, где что ни год, то заседает представитель из России (Чимбуров, Лутц, Лапшин, Алексеев, Коптев, Морозова, Пелевин и другие) или из Украины (Горобец или, как в этот раз, Сай)? Большая часть жюри формируется из авторитетных рекламистов Польши, Чехии, Румынии, Словении, Польши, Хорватии, Болгарии, а меньшая - из Западной Европы, США или Латинской Америки. И "они" ничем не отличаются от вас.
"Ничего другого никогда не пропустят". Бред! Уже несколько лет система судейства настолько прозрачна (шорт-лист конкурса видеорекламы формируется прилюдно, теперь можно даже увидеть на экране сколько голосов отдано за ту или иную работу), что вести речь об антироссийском, антибелорусском или антиукраинском заговоре могут только люди с нездоровым воображением. Да, интернациональное жюри, особенно его западноевропейских членов, трудно удивить историями и идеями, которые были отработаны в их странах уже лет пять назад. Поэтому и приветствуются в рекламе неожиданность, самобытность, местный колорит и национальные особенности характера. Но это не означает тотальную "рашен деревяшен"! Говорить надо языком рекламы. И протестантскими проповедниками с каталогом IKEA вместо Библии жюри не удивишь и не шокируешь, как, впрочем, и нас:
Вернемся к итогам. Итак, два Гран-при отошли румынам за Maggi. Главный приз в конкурсе наружной рекламы достался польскому отделению Saatchi&Saatchi: по заказу Amnesty International была выполнена простая по идее и воплощению серия рекламы, посвященная свободе слова в Белоруссии. Точнее, ее отсутствию. К столбам и деревьям с помощью скотча прикреплялись черно-белые портреты белорусских правозащитников, редакторов оппозиционных изданий. При этом скотч как бы залеплял им рот. Лаконично и зловеще.
"Золотой барабан" в конкурсе телерекламы жюри отдало забавной серии из Финляндии (агентство Bob Helsinki, объект рекламы - пиво Koff). Идея в том, что обладание баночкой этого пива позволяет горячим финским парням чувствовать себя словно в баре, где бы они не находились - хоть в собственном доме, хоть на лесной опушке.
Шесть работ получили "Серебряный барабан" в номинации TV, по правилам конкурса - это лучшие работы в своей категории, и среди отмеченных - российский ролик "Сон", о котором я уже подробно писал в одном из отчетов с фестиваля. Поздравляем московский филиал Saatchi&Saatchi!
Кстати, у этого агентства есть еще один повод для гордости: копирайтер Ирина Горшкова выиграла специальную награду Golden Drum и Берлинской школы креативного лидерства - право обучаться в этой школе. Стоимость обучения - 45 тысяч евро. Награда вручается впервые. Ирина - единственный победитель.
Напомню, что другой российский лауреат нынешнего года - агентство Depot WPF Brand & Identity. Упаковка для эмали "Звезда" признана лучшей в своей категории ("Серебряный барабан" конкурса Design & Art Direction, всего в этой номинации было вручено 5 подобных наград).
На снимке: Алексей Андреев, президент Depot WPF (фото Александра Филюрина). И первое место (в данном случае - диплом) завоевала столичная студия "Парк" в новой номинации "Неопубликованная реклама" (OpenAd) - за работу "Футбольный чемпионат в Африке".
Работы-победители и полный список награжденных, как всегда, будут представлены на официальном сайте "Золотого барабана" - www.goldendrum.com.
http://www.sostav.ru/news/2006/10/09/vlad/