Ассоциация рекламных организаций (АРО), объединяющая лидеров отечественного рекламного бизнеса, подвела на прошлой неделе итоги работы за 2005 год. Над присутствующими незримо витал дух Золотого каннского льва.
Именно яркая победа на престижном мировом конкурсе белорусского агентства "Крынь"/SMG (напомним, что приза была удостоена рекламная кампания закуски к пиву "Beerка") стала точкой отсчета в оценке рекламного года. По словам исполнительного директора АРО Игоря Самкина, прошлый год был для рекламного рынка во многом прорывным: сохранились устойчивые темпы роста (25-30%). Общий объем рекламного рынка составил, по предварительным оценкам, 50 млн. долларов. Практически все отечественные клиенты титулованных рекламистов — государственные предприятия. АРО активно участвовала в разработке всех профильных директивных документов, включая новую редакцию закона о рекламе в РБ, который будет принят предположительно этой весной. Увеличилось число отечественных заказчиков, что не могло не сказаться на качестве: пожалуй, впервые в отечественном информационном пространстве стала заметной конкуренция различных торговых марок, стремящихся представить себя оптимальным образом. На смену бронебойному "Гормолзавод №2" приходит мода на бренды — яркие имена со своей "рекламной сказкой". На телеканалах доли рекламного присутствия зарубежных и отечественных производителей примерно одинаковы, а в "наружке" доля отечественных выросла до 30%. "Рекламы становится больше, реклама становится лучше! И не надо этого пугаться, наоборот, надо приветствовать", — оптимистично заключил И.Самкин.
Ас наружной рекламы Александр Гильбурд ("Колор Экспресс") отметил появление "осознанных заказчиков", пришедших к пониманию рекламы как необходимого элемента успешного отечественного бизнеса. Рост объема по наружной рекламе составил 15–20%. "Наружка" начала продвигаться в регионы, возрос интерес к качеству рекламы. Появились новые носители — светодиодные экраны, работающие в формате "городское телевидение". Александр Гильбурд отрицательно оценил борьбу с "замызганными француженками", заметив, что это стало причиной потери ряда транснациональных клиентов, обладающих утвержденным "лицом компании" в виде известного спортсмена или популярной кинозвезды: "Меня даже попросили как-то: "Дайте кого-нибудь знаменитого! Только нового, не того, кто уже засвечен в другой вашей рекламе". Здесь есть определенные трудности. Но не по вине рекламистов…"
Льготный режим расценок на изготовление и размещение рекламы для отечественных производителей способствует, по мнению рекламистов, нормальному конкурентному росту рынка: если белорусский производитель делает ответный ход, западная компания начинает искать более эффективные решения. Игра усложняется, простой перевод западных разработок на белорусский язык уже не срабатывает. Тем не менее активность белорусских рекламодателей пока несопоставима с показателями россиян и украинцев. По словам директора SMG Belarus Петра Попелушко, "если разделить емкость рекламного рынка на количество населения, у нас выйдет 5 долларов на человека. Но у соседей гораздо больше, в несколько раз!" Результаты каннского триумфа своего агентства господин Попелушко обозначил в аналогичном ключе: "Клиентов стало больше, идей — не меньше. Но, к сожалению, число небелорусских рекламодателей значительно превышает число белорусских. Не все пока понимают, что значат "Львы" для рекламного бизнеса".
В частном общении рекламисты критически оценили качество креатива кампании "За Беларусь!" ("Это не мы! Говорят, это БЕЛТА делало. Фото хорошие у них есть, а вот остальное…") и посетовали на отсутствие на белорусском рекламном рынке сектора политической рекламы: "Он должен быть, но его нет. К нам просто не обращаются — ни с той, ни с другой стороны. Даже обидно!" Вам на заметку, политики! "Золотых львов" просто так не дают.
Максим ЖБАНКОВ, "БДГ. Деловая газета"