Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил иск ИД «АБАК-ПРЕСС» о нарушении авторских прав к волгоградскому изданию «Теремстрой» (ООО «Медиа Групп»). Издательский дом обратился в суд, обнаружив, что значительная часть фирменного стиля журнала «BLIZKO Ремонт» (выпускается «АБАК-ПРЕСС») легла в основу оформления «Теремстрой».
Чтобы аргументировать свою правоту сеть «BLIZKO Ремонт» обратилась к независимой экспертизе, которая подтвердила, что дизайн издания «Теремстрой» до степени смешения схож с дизайном «BLIZKO Ремонт». Комплекс выявленных идентичных черт дизайна имеет очевидный системный характер и не может быть оценен как случайно совпадение.
Случайность исключают также возраст и масштаб изданий. «BLIZKO Ремонт» издается с 2006 года, география сети включает 6 городов-миллионников – Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самару. Издание «Теремстрой» открылось лишь в 2009 году и издается в Волгограде бывшим сотрудником ИД «АБАК ПРЕСС».
Благодаря вмешательству ИД «АБАК-ПРЕСС» журнал «Теремстрой» поменял оформление и внешне перестал быть похожим на журнал «BLIZKO Ремонт».
Геннадий Качинский, директор группы проектов BLIZKO:
- Перед запуском сети «BLIZKO Ремонт» мы провели ряд исследований. Это позволило нам при создании журнала учесть особенности покупательского поведении на рынке товаров для ремонта, и вычислить свободную нишу в медийном пространстве. В результате мы создали продукт, который эффективен для продвижения точек продаж строительных и отделочных материалов в городах-миллионниках на В2С аудиторию. То, что модель «BLIZKO Ремонт» стала успешной, видно по результатам работы в 6 городах. Естественно, успешная модель вызывает желание ее скопировать. Мы достаточно спокойно относимся к действиям наших коллег. На это есть две причины.
Первая. Мы развиваем продукт на основе глубокого понимания рынка, его динамики, его особенностей. Продукты-клоны делаются с оглядкой на оригинал, без глубокого понимания процессов, лежащих в основе модели (многие возникли практически в результате нашего вмешательства), в результате отставание на один-два шага заложено в их модель изначально. Это позволяет нам владеть инициативой в развитии продукта и за счет оригинальных технологий занять существенно бОльшую долю рынка. Вторая причина долгосрочная. Несколько игроков в одной нише делают ее больше, раскачивают рынок. В длинном периоде наличие нескольких игроков, схожих с «BLIZKO Ремонт», скорее благо, а не вред.
Практически во всех городах, где мы выходим, появились издания, похожие на «BLIZKO Ремонт». Запуск аналогов не помешал нам добиться поставленных задач и планов. Мы не против копирования модели, но все-таки должны соблюдаться некоторые приличия. В новых изданиях все-таки должны быть и собственные разработки, особенности, изюминки. Если клон похож на оригинал вплоть до сканированных полос, полностью повторяющих один в один графическую модель оригинала и рекламные модули, то это похоже уже на заимствование интеллектуальной собственности, что совершенно никуда не годится. Поэтому, в случае с волгоградским изданием, мы обратились в суд и совершенно предсказуемо его выиграли.