Главная рольЖелающих тратить деньги на product placement в России становится все больше. За появление своего продукта в кинофильме или сериале рекламодатели уже платят не меньше $100 тыс. Учитывая, что эффективность PP еще не очевидна, цены явно завышены. Но пока правила игры в этом сегменте устанавливают продакшен-компании, напрямую работающие с рекламодателями. Тишина на площадке. Идут съемки сцены «Статского советника» с Никитой Михалковым. По окончании дубля оператор требует переснять: в кадре мелькнул какой-то блик. В ответ Михалков произносит: «Если в этом кадре зритель будет смотреть не на меня, а на какой-то бличок, гнать меня надо из этой профессии». Зритель покупает билет на киносеанс не только потому, что его поздравили с «новым дозором», и не из-за того, что снято продолжение уже нашумевшей «первой серии». Зритель идет в том числе и на актера. Ему интересно, кто победит — князь Пожарский-Михалков или Фандорин-Меньшиков, выкрутится ли из заварухи работник Горсвета Городецкий-Хабенский. Вот только так же ли интересно ему будет смотреть на то, какие пельмени вынужден варить тот же работник Горсвета в тягостные минуты терзаний и одиночества? Пока однозначно ответить на такой вопрос рекламодатели, взявшие на вооружение product placement (РР), не могут. Однако после выхода в прокат фильма «Ночной дозор» в июле 2004 года о РР заговорили как о самом перспективном направлении в рекламных коммуникациях. Специализированные РР-агентства стали возникать тут и там. Подразделение product placement появилось даже внутри ГК «Видео Интернешнл» (Video Way). Но два года назад расчеты рекламистов не оправдались — из-за небольших объемов отечественного кинопроизводства и недостаточного спроса со стороны заказчиков агентства, в том числе и Video Way, не проработав и года, также стремительно исчезли. Сегодня работу продолжает лишь пара-тройка специализированных компаний (среди них — TVIN, Product), которые вынуждены предлагать самые широкие услуги, включая РР в книгах и компьютерных играх. Возможно, новообразованным структурам стоило потерпеть и подождать, ведь сейчас интерес к теме product placement опять начал увеличиваться. Этим ростом хотят воспользоваться иностранцы. Скоро в Москве откроется представительство международного сетевого агентства Propaganda GEM, которое планирует специализироваться на РР в кино- и телефильмах. Вот только пока правила игры в сегменте product placement устанавливают сами продакшен-компании, напрямую работающие с рекламодателями. инструмент высоких достоинствProduct placement, как говорят рекламисты, по сравнению с другими способами продвижения имеет ряд преимуществ, поэтому и притягивает к себе рекламодателей. Тимур Соколов, директор департамента по новому бизнесу и специальным проектам группы компаний A.R.M.I., утверждает, что РР — прекрасное средство имиджевой рекламы для раскрученной марки. К тому же в фильмах заказчику по умолчанию предоставляется эксклюзивное размещение (один фильм — один бренд в своей категории), а на ТВ десять роликов в прайм-тайм вытесняют продукты друг друга из памяти зрителей. «Реклама марки, размещенная в кино, на данный момент воспринимается зрителем лояльно и с интересом, — рассказывает директор по PR компании «Комус» Алексей Ищенко. — И, естественно, возникающая ассоциация продукта с тем или иным фильмом помогает отстроить бренд от конкурентов». прожиточный минимумСо словами благодарности в адрес законотворцев компании разрабатывают собственные прайс-листы. Central Partnership стала первой продакшен-компанией, объявившей о том, что ми- нимальная стоимость размещения в ее фильмах равна $100 тыс. Она размещает РР в своих фильмах уже более двух лет и предла- гает заказчикам всевозможные жанры от блокбастеров до моло- дежных комедий и мелодрам. Среди самых известных проектов РР — «Бой с тенью» и «Побег», вышедшие в 2005 году. Вскоре список предлагаемых Central Partnership жанров пополнится еще одним — комедийными сериалами. Уже имеются договоренности с телеканалами о показе.
За определенный кинокомпаниями минимум рекламодатель получает право выбрать минимальный же набор услуг. Как правило, в него входит несколько появлений продукта в фильме или сериале (показывать его один раз нет смысла — зритель его просто не успеет заметить). Но вот в скольких кадрах клиент может засветить свое изделие — вопрос индивидуальных договоренностей с продакшен-компанией. И по такой схеме — «на глазок» — работают многие компании. Другой, структурированный, подход проявляется пока редко. Central Partnership, к примеру, предлагает пять градаций стоимости в зависимости от способа размещения. Первая — простое появление логотипа в кадре. Вторая — герой употребляет товар. Третья опция — герой произносит название (как, например, Майкл Дуглас в фильме «Разоблачение»: «Jack Daniels подойдет?»). Четвертая — герой пользуется товаром и дает комментарий к нему (тот же Дуглас: «Отличный виски!»). И, наконец, пятая — продукт становится главным персонажем какоголибо эпизода. Однако даже такое структурированное предложение крупных кинокомпаний не всегда устраивает рекламодателя. По словам Алексея Ищенко из «Комуса», крупные кинокомпании требуют за размещение РР слишком большие суммы. «Для нас по соотношению цены и качества выгоднее покупать появление продукта в кадре, а не специально снятую сцену с участием марки», — объясняет он. и много корова дает молока?Жалобы рекламодателей на дороговизну инструмента понятны — ведь нет четкого понимания того, из чего складывается цена на РР. Попытки крупных компаний формализовать ценообразование встречают препятствия в виде небольших кинокомпаний, которые ломают рынок своими недорогими предложениями. «Ведущие игроки должны договориться, чтобы прекратить демпинг со стороны маленьких кинокомпаний, которые предлагают РР за несколько тысяч, не понимая, что эта сумма не окупает их усилий на размещение, — предлагает Лиззат Ашикбаева. — Чтобы поместить марку в кадре, нужно специально выставить свет, научить актера держать продукт, сделать десять дублей. Все это — съемочное время, а восьмичасовой рабочий день стоит $30–50 тысяч. Если съемка продукта занимает три часа, сумма в несколько тысяч не окупает затрат». Впрочем, у Егора Яковлева из «Амедиа» другое мнение насчет определяющего фактора в цене. Он утверждает, что не съемочные издержки, а именно спрос и предложение должны влиять на уровень цен. Примеру «Роллтона» следуют далеко не все. Причем не только в оценке адекватности стоимости РР, но и в определении эффективности инструмента. Около 95% рекламодателей, использующих РР сегодня, делают это скорее в качестве эксперимента. Безусловно, приступая к работе над очередным фильмом, кинокомпания дает прогноз относительно его аудитории: пол, возраст, демография. Но успех того или иного кинотворения прогнозировать невозможно. После просмотра дистрибьюторы могут заказать 500 копий, а могут и 50, при этом стоимость охвата для рекламодателя в обоих случаях окажется одинаковой. Но даже при широком прокате данные об аудитории получат не все. В прокате кинофильм находится в среднем около двух месяцев. За это время он проходит залы первой, второй и третьей категории (в зависимости от количества зрителей). Как известно, киносети не разглашают данных о своей посещаемости. Рассказать клиенту, какой же в результате он получил охват, могут только крупные кинопрокатчики, имеющие доступ к закрытым сведениям кинотеатров. Эффективность product placement в телефильмах оценивать легче. Данные TNS Gallup Media косвенно скажут о том, сколько человек могло увидеть РР в фильме или сериале. «В ситкомах вы можете заранее рассчитывать на конкретные рейтинги, социально-демографические характеристики аудитории и на точные временные рамки, — отмечает Яковлев. — Это позволяет интегрировать РР в сериалах с рекламной кампанией». В случае же с кино интеграция крайне затруднительна: сроки выхода фильма определяются в лучшем случае с точностью до сезона. В начале этого года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring предпринял собственную попытку исследования эффективности product placement в «Дневном дозоре» (компания уже изучала РР в «Ночном дозоре», опросив 1700 респондентов). Как рассказывает директор по исследованиям компании Виктор Пратусевич, в рамках исследования надо было выяснить, насколько органично вписывается PP в сюжет фильма, и рекламу каких брендов заметили российские кинозрители (см. таблицу «Ничего не вижу, ничего не слышу»). Но, как подчеркивает Александр Соколоверов, заказчикам важно понимать истину, а не статистику. Он категоричен: в России нет компаний, способных качественно провести исследование эффективности РР. И дело не в профессиональном уровне, а опять-таки в неразвитости рынка. «Перед российскими исследователями подобных задач еще никто не ставил, методику нужно изобрести», — подчеркивает Соколоверов. По данным ИР, при поддержке исследовательских агентств «Роллтон» уже готовит собственную методологию, проверка которой состоится летом. В качестве объекта исследования будет взята молодежная комедия «Никто не знает про секс», в которой «Роллтон» разместила РР чипсов и сухариков. «Для нас это осознанный эксперимент, — рассказывает Соколоверов. — Мы специально потратили деньги на РР в этом фильме, чтобы потом провести исследование. Если результаты будут положительными, мы будем использовать этот инструмент в будущем, если нет — мы откажемся от product placement и в ближайшие лет пять к этому вопросу возвращаться не будем. Если же результаты укажут на то, что методика оказалась неверной, придется эксперимент повторить». Хороший РР — когда любому несведущему человеку без комментариев очевидно, почему продукт появляется именно в этом фильме, именно в этом кадре, делится опытом Александр Соколоверов. В «Последнем герое» был размещен РР лапши «Роллтон», который в компании считают крайне удачным: герои голодали, и их радости от клада, полного простой пищи, не было предела. На этом фоне спонсоры Nivea и кофе Elgresso выглядели довольно странно, так как олицетворяли роскошь, в то время как у жителей острова не были удовлетворены базовые человеческие потребности. не учите Спилберга!Впрочем, примеры такого удачного гармоничного размещения продукта встречаются пока нечасто. Ярослав Кучеров, гендиректор компании Advantage, входящей в холдинг АДВ (бывший гендиректор РА Znamenka, содиректор Lowe Adventa), уверен, что большая часть РР оказывается малоэффективной, а кинопроизводители просто не хотят всерьез задумываться над качественной интеграцией.
|