Мы с вами по разные стороны баррикад!Так и хочется сказать назойливому заказчику, когда он в очередной раз докапывается до такой мелочи, до которой, я точно уверен, конечному потребителю нет никакого дела. Эта статья – размышления дизайнера о заказчиках, макетах, взаимоотношениях в рекламном агентстве и о конечном результате, который мы получаем в результате. 1 вариант: идеальный. Каждый заказчик должен иметь собственного МАРКЕТОЛОГА, в штате он будет или вне штата – не важно. Заказчик должен появляться в рекламном агентстве только по команде маркетолога и вместе с маркетологом. Агентство вместе с заказчиком и маркетологом планирует и распределяет рекламный бюджет, ставит цели и определяет средства их достижения. Таким образом, реклама органически становится частью комплекса маркетинга и реально работает, а не просто загромождает наш эфир и печатные издания. При этом агентству должно быть совершенно не важно – большой этот самый бюджет или мизерный – ведь усилия, потраченные на его реализацию, будут соответствующими. Конечно, лучше иметь 10 огромных клиентов, чем 1000 маленьких, но кто может поручиться, что «маленький» клиент не вырастет буквально за год? На моих глазах такое происходило не раз (как, впрочем, и обратное). Затем начинается плотная работа менеджеров агентства над реализацией рекламной стратегии. Вырисовываются конкретные задачи для конкретных специалистов, в том числе и дизайнеров. Дизайнер – специалист, который находится в собственном мире и проецирует собственные представления на мир окружающий. Он получает от менеджера конкретное техническое задание, в котором указываются ВСЕ параметры будущего продукта. Он внимательно изучает задание, уточняет его и, если требуется, говорит, что конкретно ему необходимо для реализации его замысла (это могут быть какие-то исходные материалы, информация или работа фотографа, иллюстратора или копирайтера, если она еще не проделана). После этого дизайнер работает столько времени, сколько требует поставленная задача. Для того чтобы оценить это время, нужен большой опыт, и его ничто не заменит. Конечный результат – самая щекотливая тема. Кто может объективно и по достоинству оценить его? В чем миссия дизайнера – следовать вкусам потребителя или навязывать ему свои представления, «подтягивая» и «просвещая» его? Наверное, ценность продукта, представленного дизайнером, следует оценивать только с точки зрения соответствия поставленной задаче, то есть «голой» функции. Все остальное – на совести создателя. Сделал шедевр – остался в веках, не шедевр – получи деньги и спи спокойно, облажался – переделывай до тех пор, пока не будет как надо. В итоге следования этой схеме мы должны получить некий идеальный результат, который, при удачном стечении обстоятельств и таланте дизайнера, признается всеми – и заказчиками, и потребителями, и руководством агентства. 2 вариант: реальный. На самом деле, если вышеприведенная схема не работает, то все идет, как попало и вариантов появляется куча. Например: заказчик в жизни не слыхал про маркетолога, бизнес вроде бы идет, и все «зашибись». Вдруг он услышал где-то, что нужно рекламироваться и что рекламу делают дизайнеры. Он ломится в агентство и отодвигает всех, кто стоит на его пути к дизайнеру – менеджеров, даже директора, ведь в его представлении именно дизайнер – тот человек, который решит все его проблемы. К сожалению, заказчик и дизайнер говорят на совершенно разных языках, тем более, когда заказчик «из простых». Простота, – она ведь хуже воровства… Клиент старается «доходчиво» объяснить дизайнеру, как чего нужно сделать, а для профессионального дизайнера это звучит, как детский лепет и только на нервы действует. Как правило, критерием для таких заказчиков является «чтоб мне нравилось», иногда они оправдывают это тем, что, якобы, «потребитель – он ведь такой же простой, как я». Можно ли после этого не возненавидеть всех заказчиков, а заодно и менеджеров, которые допускают подобное обращение со своими специалистами? Если бы я захотел пообщаться с заказчиком – я бы прямо об этом заявил. Еще одно ситуация – когда заказчик за мизерные деньги хочет получить хоть что-то. Как правило, это заканчивается тем, что либо он не доволен полученным результатом, либо дизайнер не знает, куда провалиться от стыда, потому что идет на прямое нарушение закона об авторском праве (хотя этих нарушений и при нормальных рекламных бюджетах достаточно, во всяком случае, у нас в городе), и здесь дизайнеру тоже гордиться особо нечем. Я думаю, что любые, даже самые ничтожные деньги могут с толком поработать на рекламодателя – нужно просто работать с профессионалами и ставить сообразные задачи. Взаимоотношения заказчика и агентства могут также серьезно обостриться и затрудниться, если вдруг представитель заказчика (им может быть, например, менеджер по рекламе) возомнил себя тонким ценителем или нахватался где-то поверхностных знаний о дизайне и верстке. Например, кто-то ему неаккуратно ляпнул, что в текстах с кеглем меньше 9 лучше читаются шрифты с засечкам (или, наоборот, без них), и он упирается в этот пунктик и не обращает внимания больше ни на что. Какой же объективной оценки можно от него ждать? А ведь иногда они еще и макеты пытаются делать. В кореле! Но это уже отдельная песня – макеты, сделанные непрофессионалами. Я привел только некоторые случаи работы «не по схеме» и они показывают, насколько трудно приходится дизайнеру и окружающим, если все делать не по уму. Хотелось бы еще раз напомнить, что реклама – только одна из мер в комплексе маркетинга, а дизайн – лишь инструмент рекламы. Дизайнер не может прыгнуть выше головы (хотя может попробовать, но это – скорее исключение из правил, и не всегда это удается).
(Все перечисленные ситуации злобно измышлены мерзким дизайнером, скрючившимся перед своим монитором и дальше своего носа ничего не видящим, и к горячо любимым заказчикам, розовым и пушистым, отношения никакого не имеют) Записано Игорем Черепановым
|