Раскрываем секреты конкурентов
Исследуя вершины поисковой выдачи, мы нередко задумываемся о потаенных причинах успеха конкурентов - почему тот или иной сайт пользуется любовью пользователей, приносит продажи, звонки и обращения посетителей? Понять механизмы успеха нам поможет конкурентная разведка.
Каждый успешный веб-проект обязан решить три стратегические задачи:
- привлечь посетителя
- удержать его
- побудить совершить необходимое действие
И если определить, как успешному сайту удается удержать посетителей и заставить их совершать коммерчески полезные действия, достаточно несложно (дизайн, информационная структура, юзабилити проекта в целом и отдельных элементов в частности, follow-up механизмы и т.п.), то понять, откуда идет трафик и почему, иногда достаточно трудно. Именно об этом и пойдет речь в данной статье на примере анализа англоязычных проектов.
Внешних источников трафика можно выделить три:
- Поисковый
- Контекстный
- Переходы с иных сайтов
В связи с этим нас интересуют следующие сведения:
- Ключевые слова, по которым продвигаются конкуренты
- Какими методами (читай ссылками) они продвигаются, насколько их сложно догнать
- Какие домены составляют внутреннюю сеть сайтов конкурента
- Какие ключевые слова и бюджет они используют в контекстной рекламе
- И, наконец, какого характера трафик и откуда его получают.
Ключевые слова, по которым продвигаются конкуренты
В тематике software development (разработка программного обеспечения) определенных успехов в поисковом продвижении добилась одна из ведущих белорусских аутсорсинговых компаний EffectiveSoft (http://www.effectivesoft.com/), попробуем выяснить, на какие ключевые слова они ориентируются в своей работе.
Во-первых, мы можем определить, по каким популярным словосочетаниям вышеуказанный сайт занимает места в топе поисковой выдачи Google. Для этого воспользуемся сервисом Seodigger (http://www.seodigger.com/):
Рисунок 1. Анализ SeoDigger.com
Итак, мы можем смело говорить, что компания EffectiveSoft при поисковом продвижении ориентируется на следующие ключевые фразы:
- Software development
- Software programming
- Custom software development
- Custom programming
- Software outsourcing
- Outsourcing software development и т.д.
Уточнить картину приоритетности запросов можно на следующем этапе.
Анализ ссылочного профиля конкурента
Формула ссылки = позиции = посетители общеизвестна, поэтому качественную информацию о ссылочном профиле конкурента переоценить трудно. Подробную информацию о ссылках можно получить при помощи программы CS Yazzle (http://www.yazzle.ru/):
Рисунок 2. Анализ ссылочного профиля
CS Yazzle позволяет посмотреть, какие ключевые слова являются приоритетными для исследуемого проекта (достаточно отсортировать ссылки по полю «Текст ссылки» и сравнить их количество и качество для различных групп запросов), определить, покупает ли проект ссылки и если да, то какие, имеются ли внешние ссылки, которые трудно получить (ссылки с сайтов университетов, государственных организаций, упоминания на новостных сайтах класса New York Times и т.д.).
Также можно определить методы продвижения подопытного: раскручивается только главная страница или подстраницы тоже, ведется тематический обмен или используются нетематические ссылки, короткими либо длинными текстами ссылок обрабатывается семантическое ядро и так далее.
Внутренняя сеть сайтов конкурента
Внутренняя сеть сайтов позволяет экономить деньги на покупке ссылок, однако требует от компаний, занимающихся продвижением, определенной осторожности, поскольку чаще всего такие сайты-сателлиты несут минимум полезной информации и недостойны места в выдаче поисковых систем. Каким образом можно попробовать вычислить ресурсы внутренней сети?
Помимо прочих характеристик, программа CS Yazzle определяет IP адреса и имена людей, на которых зарегистрирован ссылающийся домен. Если мы видим группу доменов, ссылающихся на искомый, и зарегистрированных на того же владельца, что и основной, внутренняя сеть налицо.
Также следует обращать внимание на домены с одного IP или блока IP адресов. Многие хостеры позволяют размещать несколько доменов на одном аккаунте и многие компании пользуются данной возможностью, чтобы сэкономить деньги.
Многие компании, не желая подставляться под удар, скупают или развивают собственные сателлиты, однако не ставят с них ссылки на основной домен, используя их в основном для обмена. Что же делать в этом случае?
На помощь приходит сайт DomainTools (http://www.domaintools.com/), позволяющий осуществлять поиск по информации о регистрации доменов.
Рисунок 3. Определение ресурсов внутренней сети
За небольшую плату данный отчет можно приобрести и использовать в работе.
Отличным инструментом конкурентного анализа является … Google. В первую очередь, нам нужно найти один домен, приобретенный нашим конкурентом. Определить, куплен ли он, можно по дате регистрации и сменам информации о владельце, всю эту информацию можно получить на сайте DomainTools.
Следующий этап – поиск в Google на предмет объявлений о продаже данного домена. В 90% случаев поиск приводит нас на форум DigitalPoint, в раздел Buy, Sell or Trade – Domains (http://forums.digitalpoint.com/forumdisplay.php?f=59). Найдя покупателя, можно найти все его сообщения, его контактную информацию, по которой определить его активность на иных биржах доменных имен и форумах - возможности практически безграничны.
С поисковым трафиком разобрались, однако, что делать, если конкурент активно использует контекстную рекламу?
Информация о контекстной кампании конкурента
Определить активность конкурента в области контекстной рекламы нам поможет удобный сервис SpyFu (http://www.spyfu.com/). Введя доменное имя, мы получаем, помимо информации о видимости в результатах поиска по запросам (как в SeoDigger), оценочный бюджет и - что нас интересует в первую очередь - перечень ключевых слов, по которым транслируется объявление (за небольшую плату можно получить полный перечень).
Рисунок 4. Анализ контекстных кампаний
Особо следует отметить, что сравнение данных сервиса с данными аккаунта Google AdWords показало, что SpyFu порядок бюджета определяет верно.
Также полезной является информация о наиболее активных конкурентах - как в области поискового продвижения, так и в контексте. Вполне возможно, что вы увидите там новых игроков, о существовании которых ранее и не подозревали.
Последний момент, о котором хотелось бы поговорить – анализ полученного конкурентом поискового трафика.
Анализ привлеченного трафика
К сожалению, точную статистику нам никто не покажет, однако извлечь и проанализировать некоторую информацию нам вполне по силам.
Тем не менее, прежде чем исследовать оценочные данные сторонних сервисов, следует посмотреть, нет ли в открытом доступе серверной или иной статистики? Зачастую владельцы сайтов забывают закрывать от индексации серверную статистику.
Рецепт от Promodo (http://www.promodo.ru/). К примеру, поиск в Google по запросу «travel allintitle:Usage Statistics» (показывать страницы по теме travel, содержащие в Meta-Title слово Usage Statistics) вернул порядка 40 результатов с серверной статистикой туристических сайтов, использующих для подсчета статистики популярный скрипт Webalizer, в частности, сайта Hotel-online.com имеющего значительную аудиторию.
Рисунок 5. Серверная статистика - кладезь информации
Найти серверную статистику успешного конкурента равнозначно обнаружению клада. Информация, которая становится нам доступна:
- Информация о переходах на сайт и просмотрах страниц (соотношение переходов к просмотрам также позволит определить качество аудитории)
- Точки входа на сайт
- Переходы с ссылающихся сайтов
- Географическая принадлежность посетителей
- Информация по поисковым фразам.
К примеру, за ноябрь 2007 года было совершено:
- 9928 переходов по запросу bora bora
- 1060 – по запросу atlantis
- 766 – hotel online и т.д.
Сопоставив позиции в выдаче с передаваемым трафиком, мы можем получить весьма точную информацию о количестве пользователей, которых можно привлечь с поиска по тем или иным ключевым фразам.
Если же серверную статистику получить не удалось, следует обратиться к сервисам оценки трафика Alexa.com и Compete.com, позволяющим получить представление о порядке привлекаемого трафика, географии пользователей, соотношению посещений к количеству просмотров и сравнить тренды посещаемости для нескольких ресурсов.
Сервис Alexa извлекает информацию из собственного тулбара, весьма распространенного на Западе, Compete.com же черпает данные в основном из логов интернет-провайдеров США.
Alexa показывает только рейтинг, Compete же предоставляет и примерные числовые значения (расхождение данных с статистикой Google Analytics на одном из наших клиентских сайтов примерно в 5 раз в меньшую сторону).
Таким образом, используя данные Alexa и Compete, можно получить лишь обзорную информацию о природе привлеченного трафика.
Выводы
Всемирная сеть позволяет получить невероятное количество бесценной информации о конкурентах, а грамотно проведенная конкурентная разведка на этапе вывода бизнеса в онлайн и подготовки к его продвижению позволит исключить необязательные ошибки и сохранить ваши деньги от неоправданных расходов.
И главное, следует помнить о том, что конкуренты при желании также смогут собрать значительный объем информации о нашем онлайн-бизнесе, поэтому следует максимально обезопасить конфиденциальную информацию и не терять бдительности. Ведь это Интернет!
Роман Вилявин, www.seonews.ru