Американские бренды под ударом
Исследование Gfk Roper показало, что Coca-Cola и другие крупнейшие бренды теряют доверие и привлекательность у потребителей за пределами Штатов.
Coca-Cola, McDonald's, Colgate-Palmolive и Kodak по-прежнему остаются топовыми, престижнейшими брендами в Штатах, но согласно последним исследованиям, стремительно теряют доверие и привлекательность за пределами Америки. «Отношение к американцам и их культуре становится всё более и более негативным, - говорит Дженифер Джеймс (Jennifer James), старший консультант GfK Roper Consulting. – Внешняя политика нашей страны этому только способствует».
В Roper на протяжении 10 лет изучали потребительскую привлекательность 60 основных мировых брендов, половина из которых – американские. Исследование показало, что в последние годы американские бренды активно теряли популярность в развитых странах. В этом году ситуация изменилась – они стали терять популярность и в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Центральной Европы.
Хуже всех
Г-жа Джеймс отметила, что некоторые зарубежные бренды также снизились в рейтинге популярности на несколько пунктов, но не столь значительно, как в случае с американскими торговыми марками – в «топ-5 самых низких падений» попали аж 4 бренда США. У Coca-Cola наихудший показатель – минус 40%. Наиболее успешные и привлекательные бренды – все зарубежные: немецкие BMW, Mercedes и Volkswagen, японские Sony и Honda (Sony и BMW оба прибавили более 30% в рейтинге доверия маркам).
В первой десятке также значатся Disney, Microsoft, Nestlé, весьма неожиданно - National Geographic и Google.
Эксперты пока не определились, какова причина снижения привлекательности американских товаров: либо это ксенофобия, либо консьюмеризм.
«Я бы не рассматривала результаты слишком прямолинейно и не увязывала полученные данные с влиянием страны происхождения на позиции рассматриваемых брендов, – сказала Эн МакГил (Ann McGill), старший преподаватель Graduate School of Business при Чикагском университете. – Это не столько проблема Америки как страны, сколько проблема Америки как товарной категории».
Г-жа МакГил привела в пример успех компании Disney (плюс 19%) как доказательство того, что не все американские бренды теряют доверие. Несмотря ни на что, Coca-Cola, Nike, Pepsi, Colgate и McDonald's остаются в топ-10 наиболее влиятельных брендов мира.
Более того, многие эксперты сомневаются, насколько этому, как и другим подобным однолинейным исследованиям, можно доверять. Первое место в рейтинге Roper и последнем обозрении другой исследовательской компании, Harris Poll, занимает Sony, которая сильно уступает корпорации Apple в части портативной музыки (всевозможных плееров и т.д.), пережила недавно отзыв 10 млн. батарей для портативных ПК и потерпела крупное поражение на рынке видео-игр. Прямо-таки, несомненный успех компании Sony!
Роберт Пассиков, основатель компании Brand Keys, уверен, что методика опроса, применяемая в Roper, крайне одномерна: «Они опрашивают 30 000 человек из 25 стран на предмет того, слышали ли они когда-нибудь об этом бренде, нравится ли он им, насколько они доверяют этому бренду, готовы ли они платить за него больше и стали бы они рекомендовать его друзьям? Подобные глупые вопросы предполагают такие же бессмысленные ответы».
Г-н Пассиков отметил, что подобные исследования непременно должны содержать психологические вопросы, чтобы определить эмоциональное состояние потребителя. Впрочем, он соглашается, что его собственный опрос два года назад показал те же результаты – за пределами Штатов привлекательность американских товаров крайне мала.
Медиа-Онлайн